Топонимика о животном мире Самарской области

Топонимика - наука, изучающая происхождение и смысл всех названий. В зависимости от того, с какими географическими объектами связаны топонимы, их разделяют на несколько больших групп. Если название дано водоему - это гидроним, населенному пункту - это ойконим, лесу или роще - дримоним.

Каждое название, или топоним, может многое рассказать. Ведь в названиях селений, рек, гор, урочищ запечатлены этапы заселения края, освоения его природных богатств, развития культуры, отражены особенности природы, имена известных людей.

Рассмотри более подробно фаунистические топонимы, в которых звучат названия животных.

Часто водоемы Самарской области носят имя самой крупной птицы нашей фауны - лебедя. Хотя эта водоплавающая птица очень редка в наших краях, зато одних только озер под названием: Лебяжье, Лебяжка - можно насчитать более десятка. Они есть в пойме реки Волги, в районе села Шелехметь на Самарской Луке, много их в огромной водной мозаике, образовавшейся в устьях и поймах рек Чапаевка и Сухая Самарка, в долине реки Самара. В Кинельском районе существуют поселки под названиями Лебедь и Лебяжий. Все это говорит о том, что неравнодушен человек к красоте белоснежной птицы, раз столь часто встречается упоминание ее в топонимах.

Немного реже встречаются названия других пернатых: Грачевка (Кинельский район), Воронов Мост (Большеглушицкий), Куропаткино (Сызранский) и Куропатовка (Сергиевский), Соколовка (Борский) и Соколинка (Красноярский). В Мордовской пойме Самарской Луки есть озеро Мелкое Гусиное. В реку Большой Иргиз впадают два протекающих рядом притока Гусиха и Журавлиха, а южнее города Новокуйбышевска находится село Журавли. Поселок поименован так по местности, на которой когда-то существовали гнездовья журавлей. У нас в области есть два вида журавлей - красавка и серый, но численность обоих вызывает тревогу из-за сокращения мест, пригодных для их обитания и может, случится так, что о журавлях мы будем знать только по некоторым географическим названиям.

В верховьях Студеного оврага, среди лесного массива расположилось поселение с дачным массивом под названием Сорокины Хутора. Топоним мог возникнуть от известной всем лесной птицы, которой в этих местах немало, но возможно происхождение от фамилии или прозвища.

Млекопитающие в названиях встречаются не меньше, чем птицы. Так в Кинель-Черкасском районе на реке Сургут есть деревня Кабановка, в Елховском - Горностаевка, в Красноармейском на реке Чагра - деревня Хомяковка. В этом же районе - деревня Волчанка, а в Шенталинском - Волчья. Последние названия, возможно, указывают на то, что в окрестностях деревень при их основании водились волки. С этим же животным связаны топонимы Бирючий овраг и Бирючьи ямы на Самарской Луке, где тоже можно было встретить этого хищника. В русских говорах нарицательное бирюк - "волк", а бирючий - "волчий".

Большое количество "бобровых" названий указывает на то, что в давние времена это животное было обычным в нашей речной фауне. В Кинельском районе есть село Бобровка, в бассейне Самары речка Бобровка и озеро Бобровое. И действительно, полтора столетия назад бобра обыкновенного, или речного, было много на водоемах, но к середине 19 века он был полностью истреблен из-за съедобного мяса, ценного меха и "бобровой струи" используемой в медицине и парфюмерии. До 1954 года бобров не было в Самарской области. Их заселение на территории нашей области произошло после того, как в пойменные участки Бузулукского бора из Калининской области было завезено несколько семей бобров. Условия бассейна реки Самары оказались благоприятными для них.

Сохранившиеся топонимы подтверждают, что до конца XIX века в Самарской области водились медведи. В 50-х года XIX века медведи водились даже в окрестностях г.Самары. На Самарской Луке, в районе Бахиловой поляны, есть овраг Малиновый Дол. На его правом склоне, в скале, три карстовых образования. Одно носит название Барсук, а второе - Медвежья пещера. В начале XX века известный геолог М.Э.Ноинский нашел в ней череп пещерного медведя, были найдены кости и бурого медведя. Ботаником заповедника А.Н.Гончаровой в 1935 г. был обнаружен при входе в ледяную пещеру, что в Холодном овраге, череп бурого медведя. Старожилы близлежащего села Бахилово рассказывают, что в старые времена здесь росли непроходимые сосновые леса. Водилось в чащах немало медведей. Отцы и деды нынешних пожилых бахиловцев не раз приносили с охоты богатые трофеи. Большое распространение медведей на Самарской Луке подтверждается и такими названиями как буерак Медвежьи Сосны, ручей Медвежья вода, в районе села Бахилово, Большой Медвежий овраг, впадающий в Ширяевскую долину, в четырех километрах от села Ширяево.

На Самарской Луке есть еще один топоним, связанный с хищником. В 13 километрах от села Ширяево левый склон Ширяевского оврага имеет каменистые обнажения со множеством мелких пещерок, похожих на норы. Это место, связанное, по всей видимости, с водившимися здесь выводками лис, носит название Лисьи Пещеры. Да и формы, и размеры пустот в скалах напоминают звериные убежища.

Использование животных в топонимике не ограничивается только млекопитающими и птицами, чуть реже встречаются другие группы: рептилии, амфибии, рыбы и даже насекомые.

Один из волжских затонов на юго-востоке Самарской Луки называется Змеиный. Простирается он у подножия Шелехметских гор, где они совсем близко подходят к реке. До постройки гидроэлектростанции здесь было Змеиное озеро и с рекой оно соединялось лишь в половодье. В остальное же время года существовало самостоятельно. Воды Саратовского водохранилища соединили Змеиное озеро с Волгой, и образовался затон. Над заливом возвышается одинокий утес - Вислый Камень. Это место является самым змеиным на Самарской Луке. Тут встречаются два вида ужей (обыкновенный и водяной), обыкновенная гадюка, медянка, узорчатый полоз.

В пойме реки Самара, не доходя 12 километров до устья, есть озеро Щучье, а в пойменной части Волги, около Обшаровки, - озеро Линьково, в Кинельском районе - село Карповка, напротив села Рождественно - остров Поджабный.

Использование в топонимах названий насекомых объясняется, по-видимому, их полезностью (деревня Пчелка севернее поселка Усть-Кинельский), назойливостью (село Комаровка на левом берегу реки Уса недалеко от устья), либо многочисленностью. От слов муравей, муравейник возникли названия: Муравьевка - село в Кошкинском районе, Муравейная Дубрава - лес в окрестности села Переволоки, Мурашиха - буерак у села Большая Черниговка, Муравьиный остров на Волге, напротив Красной Глинки.

Не обделены вниманием и домашние животные. Так у реки Сургут есть приток Козловка, одна из стариц Самары, рядом с рекой Татьянкой, именуется Свинуха. Напротив поселка Сухая Самарка, слева от устья реки Самара расположен покрытый зеленью песчаный остров Коровий. Не так давно, на нем в летнее время пасли коров. В начале 20 века его называли Городской, и он был любимым местом для загородных поездок. охожее название имеет еще один Волжский остров - Телячий, где возможно летом содержались телята. Расположен он напротив горы Могутовой и деревни Морквашы. В годы строительства Волжской ГЭС он послужил опорой для плотины.

Не все фаунистические топонимы так легко расшифровать, как это кажется на первый взгляд. Дол Верблюдка - долина к югу от села Большая Черниговка, именуется по зарослям верблюжьей травы - верблюдки. Возможно, от растения произошло название села Волчанка в Красноармейском районе. Село расположено в низине, где в обилии произрастали растения с красными ягодами. По воспоминаниям старожилов, раньше их было так много, что проезжающие телеги оставляли "кровавый" красный след из-за помятых ягод. Эти растения местные жители называли волчьей ягодой, а низменность - Волчий дол. Овечкин овраг и Овечкина терраса - уступ на склоне Жигулевских гор между Яблоневым оврагом и Молодецким курганом, названы в честь ученого, впервые описавшего это место.

Такие названия, как Сорокины Хутора, река Орлянка (Сергиевский район), села Орловка (Хворостянский), Утевка (Нефтегорский), Кротовка (Кинель-Черкасский), Медведевский (Красноармейский), могут происходить от фамилии, прозвища первопоселенца или владельца угодий, которые в свою очередь первоначально образованы от представителей фауны. Тогда такие топонимы не могут точно указывать на места обитания названных животных. Аналогичен пример с названием Журавлева Яма. Это озеро из "гудронной группы" водоемов в Жигулях на месте бывших гудронных заводов. Название дано по имени некоего Журавлева, обнаружившего это месторождение и работавшего на нем.

Существуют названия, в написании которых хотя и звучит какое-либо животное, но в смысловом значении ничего общего с представителями фауны не имеют. Так, возвышенный вдоль Волги участок от реки Сок до города Самара, именуется Сокольими горами. Соколиных птиц, конечно, в здешних местах достаточно много - кобчик, пустельга, четок, но название произошло более сложным путем и никак не связано с пернатыми хищниками. Существующее название гор произошло от более раннего их тюркского наименования Сокалы Тау (от тюркского сока - "овражек", сокалы - "овражный", тау - "гора"). Аналогично объясняются и другие названия. Село Кошки от тюркского кош - "шалаш, стоянка". Кунья воложка - волжская протока, существовавшая до постройки плотины близ города Ставрополя (Тольятти), называется от старорусского куна - "дань, подать, плата".

Часть фаунистических названий произошли только благодаря фантазии и образного сравнения географических объектов с внешностью животных. Это так называемые топонимы-метафоры. Среди Шелехметских гор, что на юге Самарской Луки, в правой части устья Холодного оврага имеется возвышенность - гора Львова. Название дано из-за сходства с силуэтом царя зверей, но возможно, и от имени человека. Гора между селами Винновка и Осиновка называется Каменная Коза. По извивающемуся контуру вершины одна из гор правого берега реки Усы в самом нижнем течении поименована Змейкой. Хотя есть и другая версия происхождения названия; склоны имеют несколько тропинок, которые как змеи извиваются от подножия к вершинам. Речка Свинуха, правый приток Чагры, - мелкая и имеет грязную воду в половодье.

Гора Верблюд на фоне зеленеющих склонов очертания этой горы напоминают поднятую вверх голову, изогнутую шею, спину с двумя горбами - точь-в-точь фигура верблюда, застывшая в позе отдыхающего животного. Гора Верблюд давно стала местной Меккой у туристов. Год от года их становится все больше. В последние десятилетия для горы такое массовое посещение можно расценивать как стихийное бедствие. Огромные полчища любителей природы оставляют, увы, не лучшие следы своего пребывания. Одни это делают попытками любым способом напомнить потомкам о своем пребывании на горе. В результате чего, появляются на камнях, скалах и стенах штолен аляповатые, незамысловатые надписи "здесь был Вася...". Другие оставляют после отдыха на природе груды побочного продукта такого отдыха - мусора. Третьи помогают естественным силам выветривания ускорять процесс разрушения скал, увлекаясь постоянным удовольствием спускать камни с обрывов под общие восторги зрителей. Все это неумолимо ведет к полнейшему уничтожению уникальности и неповторимости, без того уже наполовину утраченного памятника природы - горы Верблюд. Хочется надеяться, что это великолепное место еще долго будет радовать, удивлять всех путешествующих по Волге, и от него не останутся, как в детской сказке про козлика, "рожки да ножки".

Источники:
Варенов Д।В. Самарская Лука - Козьи Рожки или Верблюд?
Самарская топонимика

0 коммент.:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...